Абхазы условно делятся на гудаутских и очамчирских. Принципиальных различий в культуре и языке нет, но есть нюансы в традициях проведения церемоний, в фольклоре, в бытовых мелочах. Даже сегодняшняя абхазская культура, это фамильно-родовая культура. Существует некоторое количество крупных абхазских фамилий, к каждой из которых может относиться 2-3 тысячи человек. Разумеется, в таких больших фамилиях каждый не может знать каждого, однако, они считаются родственниками. Фамильные сходы, которые сравнительно регулярно проводятся, как раз и помогают однофамильцам познакомиться друг с другом. Впрочем, этот повод не самый важный. Фамильные сходы собираются для обсуждения важных событий, имеющих отношение ко всем однофамильцам. Часто причиной собрания становятся те или иные неприятные события или иногда поведение отдельных однофамильцев. В абхазской культуре фамилия, это однозначно влиятельный социальный институт. Ее неформальное влияние на конкретных людей достаточно большое. Нередко отдельные авторитетные однофамильцы могут принять судьбоносные для конкретного человека решения.
В абхазской культуре понятие «родственник» значительно шире, чем в европейских культурах. К числу близких родственников относятся не только двоюродные, но и троюродные браться и сестры, а также двоюродные и троюродные дяди и тети. Часто именно по этой причине, абхазу или абхазке не так легко жениться или выйти замуж. Прежде, чем между молодыми людьми начнутся серьезные отношения, они должны хорошо «промониторить» родословную друг друга. Разумеется, исключен брак между людьми, относящимися к одной фамилии. Более того, нельзя создавать семью, если ваш жених или невеста относятся к той же фамилии, что и ваша мать. Есть и другие ограничения. Поэтому, тема экзогамии (брачных ограничений) так популярна в абхазской литературе. Сегодняшний день тоже дает живые примеры. Большие фамильные скандалы, когда влюбленные пренебрегают старыми, как мир нормами, происходят с завидной регулярностью. Случались примеры, когда семью создавали люди одной фамилии. В таком случае, у них был один только выход – покинуть Абхазию и обосноваться где-нибудь в другой стране. Случаев, когда семью создают однофамильцы по материнской линии, значительно больше. В наше время это сравнительно легче, хотя, трудно рассчитывать на то, что на свадьбе соберутся родственники с обеих сторон. Они очень долго обычно игнорируют такую новую семью. Нельзя сказать, что брачные ограничения, это просто дикая ненужная традиция. Абхазы – очень малочисленный народ, и уж точно, что носители одной фамилии, во всяком случае, в недавнем прошлом, родственники по крови. И брачные ограничения были вполне обоснованны.
Абхазская семья, это всегда большая семья, в которой нередко, особенно в селе, нет разницы между своими детьми и племянниками. Из поколения в поколение люди вырастали одновременно у своих родителей, у бабушек-дедушек, в семьях других своих родственников. Сегодня, эта общинная культура, по мере того, как абхазы стремительно становятся скорее городской, нежели сельской нацией, теряется. Но создать семью во все времена в Абхазии было сложно. Традиция похищения невест здесь распространена до сих пор. Время, правда, внесло коррективы. Сейчас, случаев, когда невесту крадут без ее согласия, почти нет. Это крайне небезопасно для незадачливого жениха. Зато, крадут с согласия не только ради красивой традиции, но и по насущной необходимости. Если девушка молода, лет до 25-26, то ее родственники очень часто и нерационально стараются противостоять ее личной жизни. Для даже уже достаточно взрослой женщины актуальны тайные встречи с возлюбленным и скандалы с родственниками, которым удалось прознать про отношения. Поэтому, похищение невесты, часто единственный способ заявить о создании семьи. В таком случае молодой человек берет нескольких своих друзей, очень желательно с положительным реноме. Организует у себя дома или в доме родственников стол, за которым собираются его близкие. Затем, либо сам либо через друзей сообщает родителям или родственникам о женитьбе. Разумеется, спустя непродолжительное время приезжает несколько машин с родней невесты, у которых одна цель – вернуть девушку домой. Начинается серия тяжелых разговоров, главный из которых разговор невесты с ее родней. Девушка должна подтвердить, несмотря на давление, что остается в этом доме.
Абхазия маленькая страна, но о традициях, нравах, культуре населяющих ее людей, написаны сотни томов книг. Здесь соединились традиции горской, южнокавказской и средиземноморской цивилизаций, что дало удивительный и очень интересный культурный феномен.
Большое село Лыхны, неподалеку от Гудауты, считается одним из центров абхазской культуры. Здесь находятся несколько святынь, здесь одна из двух в стране исторических полян, на которых исстари проводятся народные сходы по самым значимым для общества вопросам. Туристы в этом селе частые гости — местные жители гостеприимны, хлебосольны и чаще всего не бедны.
Однажды в одной из таких семей гостили отдыхающие в республике туристы. По случаю их приезда, разумеется, было, застолье. Разумеется, за столом всего было вдоволь, конечно же, собрались сами гости, хозяева, их родственники и соседи. В общем, все, как всегда.
Но вот наступило время, уже после нескольких выпитых стаканов, когда один из гостей решил произносить тосты. Первый тост, который он решил поднять, был тост за хозяйку, с яркими и красивыми словами. Свое повествование гость закончил так: — «если бы у вас не было мужа, я бы забрал вас с собой». Дальше пошел тост «за любовь». Закончив говорить, гость сел на свое место, но почувствовал, что в воздухе повисла тяжелая пауза. Впрочем, это было ненадолго, вскоре обычный ход стола продолжился.
Что не так сделал турист? Абхазы, очень консервативны по части традиций, особенно во всем, что касается церемоний. Есть четкая последовательность тостов за абхазским застольем, и хотя, существуют некоторые региональные интерпретации в очередности тем для застольных повествований, в целом, этот порядок незыблем. Тост «за любовь» в Абхазии вообще не поднимается, так как считается, что любовь — это интимное дело двух людей, о котором нельзя говорить вслух.
Постараться погрузиться в абхазскую культуру стоит для того, чтобы ощутить живое еще дыхание давно ушедших эпох. Культура абхазов, их язык и ментальные установки, дошли до нас, пусть и не в первозданном виде, но с тех времен, когда живы еще были ныне давно умершие языки и культуры. Культура стотысячного народа, в общем-то, чудом сохранившегося до наших дней, для чужака закрыта. Абхазы показывают миру свою культуру через застолье в апацхе и зажигательные танцы. Но едой и танцами закрывают от мира свое настоящее.
Для того, чтобы попробовать рассказать о глубинах этой культуры, не хватит и большой книги. Остановимся на более заметной поведенческой культуре. Она, как и тосты за столом, очень четко расписана. Как общаться с детьми, как общаться со старшими, как говорить с теми или иными конкретными родственниками, как себя вести на людях. Есть тысяча мелочей в повседневном поведении абхаза, которые могут быть и не заметны постороннему, но всегда находятся на острие внимания окружающих, которые если что не так, могут сказать: он себя ведет не по-абхазски.
Несколько деталей. Самое обычное, это привставать при приветствии людей. Нельзя пройти между двумя разговаривающими людьми, желательно, встав при приветствии, вообще не садиться, если с вами разговаривает пожилой человек. Таких мелочей сотни.
Повторимся еще раз, что абхазская культура, это культура очень маленького народа. Здесь, по большому счету, каждый каждому родственник, близкий и друг. Здесь, подобно России или любой другой большой стране, не живут просто люди. Когда здесь говорят о незнакомом другим людям человеке, его представление начинается с того, чей он сын, чей он родственник, из какой местности происходит его фамилия, после чего говорят о его работе и так далее.
Все это создает невероятно тесные связи между людьми. Они как одна семья, и с одной стороны, это хорошо. У абхазов нет бомжей, детдомов, старики-абхазы не попадают в дом престарелых. С другой стороны, твоя жизнь как открытая ладонь для всех, кто хочет о ней знать.. Надо жить так, чтобы никто, никогда не сказал, что ты живешь не по-абхазски.
Отношения мужчины и женщины в абхазском обществе, тоже довольно таки табуированная тема. Считаются неприличными знаки внимания, оказываемые прилюдно. Отношения между мужчиной и женщиной, это то, что должно быть за семью печатями для окружающих. Отчасти поэтому, полураздетых туристов на набережных абхазских курортов, провожают часто столь укоряющими взглядами.
Абхазская культура, это горская культура. В ней уже давно нет дикости средневековья, но незыблемыми остались выдержка, уважение к себе и традиции гостеприимства.